Ай - 1)Гармония, объединение, унификация. Активный принцип Айки-дзюцу и Айкидо. 2) Любовь (в другом написании). Дух любви - это дух гармонии. Не эгоистичная, ограниченная привязанность к отдельному человеку или группе, но всеобъемлющая любовь, сочувствующая всему сущему в мире.
Ки - Дух. Энергия. Насущная сила. Намерение. Ки, жизнетворная субстанция вселенной, не имеет эквивалента в других языках и иных учениях. Основополагающий элемент всех аспектов восточной культуры - философии, медицины, искусства, физической тренировки. Ки может быть осознана лишь при непосредственном восприятии.
До - путь, способ, метод, вид, манера. В Японии любое искусство, ставящее целью достичь технического и духовного совершенства, называют До - Путем к гармонии духа и тела.
I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АЙКИДО
МА-АЙ - безопасная дистанция
ТАЙ-САБАКИ - уход с линии атаки, перемещение тела
АЙКИ - присоединение к КИ партнёра
КУДЗУШИ - выведение из равновесия, нарушение баланса
КИ НО НАГАРЭ - текучесть
КИ НО ЦУНАМИ - понижение-повышение
II. УДАРЫ И ЗАХВАТЫ
Атэми вадза - ударная техника
Атэми - удар для выведения партнёра из равновесия (применяется для нейтрализации Ки противника)
Цки - прямой проникающий удар рукой (кулак, нож, палка и т.д.)
Он-цки - прямой удар рукой с одноимённой стойки
Гаяку-цки - прямой удар рукой с разноимённой стойки
Мунэ цки - прямой удар в грудь
Маэ гери - удар ногой вперёд
Ёко гери - удар ногой вбок
Уширо гери - удар ногой назад
Шомен учи - прямой рубящий удар рукой сверху вниз
Ёкомен учи - боковой рубящий удар рукой
Кататэ дори - захват одной рукой за запястье
Мунэ дори - захват за отворок куртки в области груди
Рётэ дори - захват двух запястий
Моротэ дори - захват одной руки двумя руками
Хиджи дори - захват за локоть (или рукав в области локтя)
Куби-шимэ – удушение противника
III. ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И СТОЙКИ
Сабаки - перемещения
Аюми аши - шаг
Цуги аши - подшаг (выпад)
Тэнкай - разворот на пятках
Тэнкан - разворот круговым шагом назад
Учи тэнкан - внутренний разворот
Сото тэнкан - внешний разворот
Ирими тэнкан - комбинация "шаг + разворот"
Кайтэн - комбинация "шаг + разворот на пятках"
Шикко - "самурайский" шаг, передвижение на коленях
Миги камаэ - правосторонняя стойка
Хидари камаэ - левосторонняя стойка
Шидзентай камаэ - обычная стойка (нейтральная)
Киба дачи - "позиция всадника"
Ай-ханми - положение партнёров с одноимёнными стойками
Гаяку ханми - положение партнёров с разноимёнными стойками
Сувари вазда - техника выполнения упражнений сидя
Тачи вадза - техника выполнения упражнений стоя
Ханми-хантачи вадза - положение, при котором атакующий стоит, а выполняющий технику сидит
IV. ПРИЁМЫ
Осаэ вадза - техника удержания
Нагэ вадза - бросковая техника
Каеши вадза - техника контр-приёмов
Иккё - первый болевой контроль (посредством давления на локоть)
Никкё - второй болевой контроль (воздействие на лучезапястный сустав)
Санкё - третий болевой контроль (выкручивание запястья и воздействие на локоть)
Ёнкё - четвёртый болевой контроль (воздействие на болевую точку на предплечье)
Гоккё - пятый болевой контроль (выкручивание плеча воздействием на кисть)
Котэ-гаеши - бросок выворачиванием кисти
Ирими-нагэ - бросок прямым вхождением
Сокумен ирими-нагэ - бросок встречным входом
Кокью-нагэ - бросок силой дыхания
Тэнчи-нагэ - бросок "небо-земля"
Шихо-нагэ - бросок на четыре стороны
Коши-нагэ - бросок бедром
Удэ-киме-нагэ - бросок воздействием на плечо партнёра
Кайтен-нагэ - "круговой" бросок-переворот
Айки-нагэ - самобросок партнёра
Джуджи гарами-нагэ - бросок скрещиванием рук партнёра
Айки отоши - опрокидывание партнёра воздействием на его опору
Кири отоши - опрокидывание партнёра скручиванием
Суми отоши - опрокидывание угловым вхождением
Кокью-хо – группа техник, выполняемых в позиции тачи-вадза или сувари-вадза с целью развития кокью
V. КОМАНДЫ И ВЫРАЖЕНИЯ
Сэйдза - команда сесть в положение на коленях
Суваттэ (сувари вадза) - команда сесть
Таттэ (тачи вадза) - команда встать
Хаджимэ - команда начать
Ямэ - команда закончить
Маттэ - команда остановиться
Рэй - команда к поклону
Ритсу-рэй - приветствие стоя
Дза-рэй - приветствие сидя
Онэгай шимас - "Пожалуйста." "Будьте любезны." Традиционное приветствие в начале тренировки
VI. ОБЩЕЕ
Маэ - вперёд, передний
Уширо - назад, задний, обратный
Ёко - боковой, сбоку
Дзёдан - верхний уровень
Чудан - средний уровень
Гэдан - нижний уровень
Тори - выполняющий технику
Уке - атакующий
Омотэ - лицевой, техника выполнения приёмов на вхождение
Ура - обратный, оборотный, техника выполнения приёмов за спиной партнёра
Укеми - безопасное падение, кувырок, перекат
Рандори - свободная схватка
Додзё - школа (зал) боевых искусств
Татами - маты, покрытие в додзё
Макивара - тренажёр для отработки ударов
Сэнсэй - учитель
Сэмпай - старший ученик
Кохай - младший ученик
VII СЧЕТ
Ичи - один
Ни - два
Сан - три
Ён (си) - четыре
Го - пять
Року - шесть
Сити - семь
Хати - восемь
Кю - девять
Дзю - десять