"Путь воина основывается на гуманности, любви и искренности; сердце воинской доблести — это истинная храбрость, мудрость, любовь и дружелюбие. Делать ставку лишь на физические аспекты воинственности бессмысленно, ибо мощь тела всегда ограничена." Морихэй Уэсиба Итак, мы уже знаем из прошлых статей, что айкидо имеет 3-й путь решения конфликта, в отличие от традиционных боевых искусств (БИ), в которых рассматривают решение конфликтных ситуаций только двумя способами: нападением и уничтожением противника или планомерным отступлением с последующим покиданием своей территории и всеми вытекающими из этого последствиями.
У детей в подсознании заложены именно эти два способа поведения при конфликтной ситуации. Многие выдающиеся учителя айкидо склонны считать, что ребенок ментально созревает к пониманию 3-го пути решения конфликтов только к14–16 годам. Возникает справедливый вопрос: «Тогда что же делают дети на занятиях по айкидо в более раннем возрасте, чем тот, в котором предусмотрено понимание основных принципов искусства мира?»
Конечно же, детям никто не объясняет всей сути 3-го пути, а именно принятия и развития атаки противника с дальнейшим ее перенаправлением против самого же противника. Не объясняет в силу того, что ребенку это сложно и неинтересно.
Поэтому для маленьких «айкидошек» подготовлена специальная программа обучения. Со всевозможными играми в процессе тренировки, чтобы прежде всего детям было интересно заниматься, а также получать общую физическую подготовку (ОФП) и выполнять различные другие упражнения, необходимые для развития детского организма и для укрепления здоровья.
Многие горе-родители стараются отдать свое маленькое чадо уже в раннем возрасте в жесткие, агрессивные виды БИ в надежде, что из него там с малых лет сделают настоящего бойца и «грозу квартала». Насчет бойца вопрос спорный, а вот детскую психику деформируют, прививая ребенку агрессивность. Сделать это несложно, а исправлять придется всю жизнь!
"Истинный воин всегда вооружен тремя вещами: сияющим мечом миротворчества, зеркалом храбрости, мудрости и дружелюбия и драгоценным камнем просветления." Морихэй Уэсиба
Живя в жестких рамках условий социума, мы вынуждены искать компромиссные пути выхода из конфликтов. Закон «Победителя не судят» не работает. Невозможно нанести телесные увечья людям из своего окружения (соседям во дворе, одноклассникам в школе, однокурсникам в институте, коллегам на работе) и остаться безнаказанным.
Задача тренера айкидо — обучить ребенка уходить от конфликта или ссоры без психологического ущерба для его личности. Все технические приемы этого боевого искусства рассчитаны на нейтрализацию противника и предусматривают сохранение его физического состояния. И только в самых экстремальных ситуациях, при явной угрозе здоровью или жизни, приемы айкидо позволяют ужесточить завершающую форму с тяжкими последствиями для нападающего.
Наш мир стал стремительно меняться. И те, кто не смогут соответствовать вибрациям нового времени созидания, будут уходить из жизни разными способами, разрушая сами себя негативными потоками энергий.
Система айкидо является спокойным и планомерным развитием личности в трех аспектах — физическом, ментальном и духовном. Здесь отсутствует соревновательный процесс. Каким-то образом это усложняет работу тренера, особенно с детьми. Человеку трудно определить, чему он научился и на что способен. Для этого существуют условные поединки (рандори), показательные выступления, аттестации, во время которых максимально снижены возможности физического и психологического травматизма. Куда проще, обучив ученика некоторым техническим приемам и ударам, традиционно включить дальнейший соревновательный вариант обучения, во время которого выявляются не только лучшие, но и худшие ученики (что очень травматично для детской психики).
Задача айкидо — сформировать у ребенка целостный взгляд на мир. Без деления на хороших и плохих, на тех, кто лучше и кто хуже, беря это за точку опоры в дальнейшем становлении. Необходимо обратить взор вовнутрь и полюбить себя такого, какой ты есть, без сравнения с кем-то. Затем просто идти по пути своего развития.
В процессе такого плавного и гармоничного развития дети приходят к тому периоду, когда готовы принять основные принципы искусства мира и совершенной боевой системы.
Желаю вам обрести внутреннюю силу и гармонию на жизненном пути!
Руководитель школы прикладного айкидо Андрей Бялецкий, 2-й дан айкидо moygoroskop
|