Ай - 1)Гармония, объединение, унификация. Активный принцип Айки-дзюцу и Айкидо. 2) Любовь (в другом написании). Дух любви - это дух гармонии. Не эгоистичная, ограниченная привязанность к отдельному человеку или группе, но всеобъемлющая любовь, сочувствующая всему сущему в мире.

Ки - Дух. Энергия. Насущная сила. Намерение. Ки, жизнетворная субстанция вселенной, не имеет эквивалента в других языках и иных учениях. Основополагающий элемент всех аспектов восточной культуры - философии, медицины, искусства, физической тренировки. Ки может быть осознана лишь при непосредственном восприятии.

До - путь, способ, метод, вид, манера. В Японии любое искусство, ставящее целью достичь технического и духовного совершенства, называют До - Путем к гармонии духа и тела.

 

I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АЙКИДО

МА-АЙ - безопасная дистанция

ТАЙ-САБАКИ - уход с линии атаки, перемещение тела

АЙКИ - присоединение к КИ партнёра

КУДЗУШИ - выведение из равновесия, нарушение баланса

КИ НО НАГАРЭ - текучесть 

КИ НО ЦУНАМИ - понижение-повышение

 

II. УДАРЫ И ЗАХВАТЫ

Атэми вадза - ударная техника

Атэми - удар для выведения партнёра из равновесия (применяется для нейтрализации Ки противника)

Цки - прямой проникающий удар рукой (кулак, нож, палка и т.д.)

Он-цки - прямой удар рукой с одноимённой стойки

Гаяку-цки - прямой удар рукой с разноимённой стойки

Мунэ цки - прямой удар в грудь

Маэ гери - удар ногой вперёд

Ёко гери - удар ногой вбок

Уширо гери - удар ногой назад

Шомен учи - прямой рубящий удар рукой сверху вниз 

Ёкомен учи - боковой рубящий удар рукой 

Кататэ дори - захват одной рукой за запястье

Мунэ дори - захват за отворок куртки в области груди

Рётэ дори - захват двух запястий

Моротэ дори - захват одной руки двумя руками

Хиджи дори - захват за локоть (или рукав в области локтя)

Куби-шимэ – удушение противника

 

III. ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И СТОЙКИ

Сабаки - перемещения

Аюми аши - шаг

Цуги аши - подшаг (выпад)

Тэнкай - разворот на пятках

Тэнкан - разворот круговым шагом назад

Учи тэнкан - внутренний разворот

Сото тэнкан - внешний разворот

Ирими тэнкан - комбинация "шаг + разворот"

Кайтэн - комбинация "шаг + разворот на пятках"

Шикко - "самурайский" шаг, передвижение на коленях

Миги камаэ - правосторонняя стойка

Хидари камаэ - левосторонняя стойка

Шидзентай камаэ - обычная стойка (нейтральная)

Киба дачи - "позиция всадника"

Ай-ханми - положение партнёров с одноимёнными стойками

Гаяку ханми - положение партнёров с разноимёнными стойками

Сувари вазда - техника выполнения упражнений сидя

Тачи вадза - техника выполнения упражнений стоя

Ханми-хантачи вадза - положение, при котором атакующий стоит, а выполняющий технику сидит

 

IV. ПРИЁМЫ 

Осаэ вадза - техника удержания

Нагэ вадза - бросковая техника

Каеши вадза - техника контр-приёмов

Иккё - первый болевой контроль (посредством давления на локоть)

Никкё - второй болевой контроль (воздействие на лучезапястный сустав)

Санкё - третий болевой контроль (выкручивание запястья и воздействие на локоть)

Ёнкё - четвёртый болевой контроль (воздействие на болевую точку на предплечье)

Гоккё - пятый болевой контроль (выкручивание плеча воздействием на кисть)

Котэ-гаеши - бросок выворачиванием кисти

Ирими-нагэ - бросок прямым вхождением

Сокумен ирими-нагэ - бросок встречным входом

Кокью-нагэ - бросок силой дыхания

Тэнчи-нагэ - бросок "небо-земля"

Шихо-нагэ - бросок на четыре стороны

Коши-нагэ - бросок бедром

Удэ-киме-нагэ - бросок воздействием на плечо партнёра

Кайтен-нагэ - "круговой" бросок-переворот

Айки-нагэ - самобросок партнёра

Джуджи гарами-нагэ - бросок скрещиванием рук партнёра

Айки отоши - опрокидывание партнёра воздействием на его опору

Кири отоши - опрокидывание партнёра скручиванием

Суми отоши - опрокидывание угловым вхождением

Кокью-хо – группа техник, выполняемых в позиции тачи-вадза или сувари-вадза с целью развития кокью

 

V. КОМАНДЫ И ВЫРАЖЕНИЯ

Сэйдза - команда сесть в положение на коленях

Суваттэ (сувари вадза) - команда сесть

Таттэ (тачи вадза) - команда встать

Хаджимэ - команда начать

Ямэ - команда закончить

Маттэ - команда остановиться

Рэй - команда к поклону

Ритсу-рэй - приветствие стоя

Дза-рэй - приветствие сидя

Онэгай шимас - "Пожалуйста." "Будьте любезны." Традиционное приветствие в начале тренировки

 

VI. ОБЩЕЕ

Маэ - вперёд, передний

Уширо - назад, задний, обратный

Ёко - боковой, сбоку

Дзёдан - верхний уровень

Чудан - средний уровень

Гэдан - нижний уровень

Тори - выполняющий технику

Уке - атакующий

Омотэ - лицевой, техника выполнения приёмов на вхождение

Ура - обратный, оборотный, техника выполнения приёмов за спиной партнёра

Укеми - безопасное падение, кувырок, перекат

Рандори - свободная схватка 

Додзё - школа (зал) боевых искусств

Татами - маты, покрытие в додзё

Макивара - тренажёр для отработки ударов

Сэнсэй - учитель

Сэмпай - старший ученик

Кохай - младший ученик

 

VII СЧЕТ

Ичи - один

Ни - два

Сан - три

Ён (си) - четыре

Го - пять

Року - шесть

Сити - семь

Хати - восемь

Кю - девять

Дзю - десять